Полезная информация
Этические вопросы
Какие этические вопросы возникают, если пациент просит специалиста рекомендовать ему нового стоматолога общего профиля?
Являюсь специалистом в одной из областей стоматологии. Время от времени пациенты, которых направляют ко мне стоматологи общего профиля, сообщают мне о том, что не удовлетворены качеством услуг, предоставляемых их лечащим врачом, и просят рекомендовать им нового стоматолога общего профиля. В чем заключается моя моральная ответственность в таких случаях перед пациентом и перед направившим его стоматологом?
Вне всяких сомнений, описанная ситуация является крайне затруднительной для специалиста и ставит его перед непростой дилеммой, которую, однако, можно профессионально и тактично разрешить в соответствии с Этическими принципами и Кодексом профессионального поведения американской стоматологической ассоциации (Кодекс АСА). В Кодексе АСА подчеркивается, что обеспечение физического и психологического благополучия пациента является главной задачей здравоохранения.
В 1-м разделе (Принцип автономности пациента) отмечается, что стоматолог «обязан уважать право пациента на самоопределение и конфиденциальность». В 3-м разделе (Принцип благодеяния) подчеркивается, что стоматолог «обязан способствовать физическому и психологическому благополучию пациента». Кроме того, этот принцип предполагает, что «самым важным аспектом этой обязанности является компетентное и своевременное оказание стоматологической помощи в рамках имеющихся клинических условий с учетом потребностей, пожеланий и мнения пациента».
В описанном случае можно поинтересоваться у пациента подробностями его недовольства, чтобы определить возможность изменения ситуации. Иногда пациенты недостаточно хорошо понимают причины их направления к специалисту и таким образом проверяют мнение специалиста о направившем их стоматологе общего профиля. Может оказаться, что пациент не столько обеспокоен качеством работы стоматолога общего профиля, сколько хочет найти другого лечащего врача в непосредственной близости от своего дома, сотрудничающего с определенными страховыми компаниями, имеющего более низкие расценки на услуги или по другим причинам, никак не связанным со стоматологическим лечением. Более того, некоторые пациенты считают, что слишком долго наблюдаются у одного стоматолога, и хотят перейти к новому лечащему врачу.
В разделе 2.В.1 (Консультации и направления к специалистам) отмечается следующее:
«Специалисты в конкретных областях стоматологии или консультирующие стоматологи после завершения оказания требуемой помощи должны отправить пациента назад к направившему его стоматологу общего профиля или, при отсутствии такового, к какому-либо определенному стоматологу общего профиля для последующего лечения и наблюдения».
Рекомендуется направить пациента назад к лечащему врачу для обсуждения и устранения проблемы или выработки компромиссного решения. Если же пациент настаивает на смене стоматолога общей практики, то специалист может предоставит ему контактную информацию о новом лечащем враче с учетом пожеланий пациента.
В случае убежденности пациента в неудовлетворительном качестве услуг, оказываемых стоматологом общей практики, а также при наличии у специалиста сомнений в компетентности и профессионализме лечащего врача пациента, специалист несет несколько иную профессиональную ответственность.
В соответствии с Консультативным бюллетенем 4.С.1 (Трактовка «оправданности») вы должны проинформировать пациента о «состоянии его полости рта», но при этом «следует делать тактичные, правдивые и оправданные комментарии». Таким образом, разговор с пациентом нужно вести с большой осторожностью, и при предложении альтернативных стоматологов общей практики старайтесь избегать выражения необоснованных сомнений относительно качества проведенного лечения.
Кроме того, вам нужно избегать любых однозначных критических замечаний, касающихся ранее выполненного стоматологического лечения, или заявлений о том, что какое-либо действие или упущение лечащего стоматолога имело неблагоприятные последствия для пациента. Следует помнить, что такие замечания и заявления могут быть сделаны только на основании тщательного анализа всех соответствующих данных, в то числе записей в медицинской карте пациента, и заслушивания мнений сторон и экспертов, что возможно только при судебном разбирательстве в рамках существующего законодательстве. Безответные и необоснованные заявления специалиста могут не только подтолкнуть пациента к судебному разбирательству с лечащим стоматологом общей практики, но при обнаружении необоснованности претензий приводят к обвинению самого специалиста в дискредитации коллеги. В случае подачи пациентом иска к стоматологу общего профиля суд может запросить у специалиста или потребовать от него предоставить свое экспертное мнение в качестве свидетеля. В соответствии с разделом 4.D («Экспертные показания») специалист может сделать этичное заявление, когда оно «необходимо для вынесении справедливого и обоснованного уголовного или административного решения».
Кроме того, в «Консультативном бюллетене 4. С.1 («Трактовка «оправданности») отмечается, то по возможности, специалист должен проконсультироваться со стоматологом общего профиля, направившим пациента, чтобы выяснить обстоятельства и условия проведенной ранее терапии. Разночтения врачей относительно предпочтительного дальнейшего лечения не следует доводить до сведения пациента в неподобающей форме, чтобы пациент ошибочно не счел назначенное или уже проведенное лечение некачественным.
Несмотря на то что в некоторых обстоятельствах сложно определить степень оправданности комментариев, нужно помнить, что «комментарии, которые не имеют четкого обоснования, считаются неоправданными и могут послужить причиной дисциплинарных взысканий к стоматологу, который их высказывает».
Будучи профессионалами, мы должны понимать тот факт, что любой пациент может принять решение отказаться от ваших услуг по множеству причин. У каждого из нас были пациенты, которые в какой-то момент предпочитали другого врача, а затем возвращались. Обычно причина возврата заключается в честном и профессиональном отношении к ним.
Как бы то ни было, если пациент обращается с просьбой порекомендовать ему нового лечащего стоматолога общего профиля, то по соображениям профессиональной солидарности и уважения к направившему данного пациента стоматологу мы должны проинформировать последнего о такой просьбе и предъявленных пациентом жалобах. В таком случае устраняются подозрения стоматолога в том, что специалист намеренно или ненамеренно принижал его авторитет. Кроме того, лечащему стоматологу общего профиля настоятельно рекомендуется проявлять максимально профессиональное отношение к таким пациентам в будущем. Спокойное обсуждение сложившейся ситуации между специалистом и стоматологом общего профиля делает переход пациента к другому лечащему стоматолога относительно безболезненным.
В Кодексе АСА подчеркивается важность взаимного уважения между врачами, что всегда в интересах пациентов. И специалист в конкретных областях стоматологии, и стоматологи общего профиля должны с готовностью предоставлять качественную стоматологическую помощь пациентам с учетом их потребностей и пожеланий. Достижение этой цели возможно только при условии профессиональных отношений между участниками лечения.
Направление пациента к специалисту соответствующей квалификации осуществляется в интересах самого пациента.
Эффективная коммуникация позволяет избежать недопонимания между врачами